Развлечения


банер.gif

Детский телефон доверия

Виктор Синьковский: Музыка – это искусство от Бога

Виктор Синьковский: Музыка – это искусство от Бога 16.12.2011 Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель муниципального оркестра русских народных инструментов «Ясная Поляна» Виктор СИНЬКОВСКИЙ, чье имя входит в «Энциклопедию лучших людей России», не устает признаваться в любви самой главной музе своей жизни – музыке. И накануне 45-летия творческой деятельности и 65-летнего юбилея говорит: «Главное для меня, что за все это время я не свернул с избранного пути, не изменил своему призванию, остался верен русской песне и народным инструментам».

- Виктор Владимирович, как-то в беседе Вы привели интересное сравнение: «Дирижеры – как хорошее вино: чем старше, тем лучше»…
- Профессия дирижера считается одной из самых сложных. Она довольно… длительная по степени овладения мастерством. Здесь важно все: и жизненный опыт, и опыт общения с музыкантами, и умение слышать каждый инструмент в оркестре, создавать целостный образ. Не случайно же народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев говорил, что нужно запретить дирижерам моложе сорока лет играть с оркестром симфонии Бетховена. Ведь звук сам по себе – не так интересен. Важно, когда вместе с ним рождается повествование, большое или маленькое, - вот тогда можно всколыхнуть эмоции. И мы должны благодарить Бога, что музыка дает нам возможность волновать душу – так, что мурашки бегут по коже…
- Знаю, что дирижером Вы стали волей случая…
- Да. Из Новомосковской музыкальной школы № 1, где я работал, уехал специалист, и директор Людмила Абрамовна Михеева уговорила меня провести с оркестром «хотя бы две репетиции». И я буквально заболел этим делом. Хотя думал стать композитором, сочинял мелодии. Но мой учитель в Гнессинке Юрий Николаевич  Шишаков после трех лет моей учебы сказал: «Виктор, ты уже сделай выбор, чувствую, что оркестр тебя перетягивает».
Я вообще очень благодарен своим педагогам: Илье Израилевичу Брейтману, Людмиле Митрофановне Якубович, заслуженному деятелю искусств, профессору Виктору Семёновичу Чунину – за их науку, за то, что привили мне любовь к музыке.
А музыку я по-прежнему сочиняю, особенно летом на даче. Беру с собой инструменты…
- Так в чем все-таки причина, что дирижерство перетянуло Вас?
- Страсть. Это захватывающее ощущение, что я создаю звучание целого оркестра, его неповторимый колорит. Не зря же считается, что когда в оркестр приходит новый дирижер, ему только кажется, что это он руководит музыкантами, на самом деле – это они в первое время руководят им.
Для дирижера важно научиться слышать оркестр, уметь соединить звучание всех инструментов, раскрыть индивидуальные способности, талант каждого артиста. При этом очень важно взаимопонимание в творческом коллективе, тактичное отношение к личности музыканта. И мне хочется сказать искреннее спасибо нашим супружеским парам, которые работают в оркестре в это непростое время. Отдельная благодарность – нашему директору Людмиле Юрьевне Коптельцевой. Организация творческой работы – во многом ее заслуга.
- Виктор Владимирович, всю жизнь Вы пропагандируете русскую песню, русский романс.
- Отношусь к ним с величайшей любовью и уважением. Русская песня формирует личность, сохраняет родной язык, придает особую окраску и звучание голосу.
Нам необходимо сегодня сохранять и развивать русскую национальную культуру, возродить художественную самодеятельность – из нее вышло столько замечательных артистов! Если сегодня государство не примет серьезных мер, то, вполне возможно, всего через несколько лет в музыкальных школах по классу народных инструментов некому и некого будет учить. Уже сейчас средний возраст музыкальных педагогов – около 60 лет. А родители должны видеть перспективу для своего ребенка. Низкие заработки, высокая цена инструментов, увы, не прибавляют популярности нашему жанру.
В связи с этим хотел бы сказать слова искренней благодарности в адрес городской администрации, управления культуры. Артисты оркестра получают надбавку из городского бюджета, у нас прекрасные концертные костюмы, очень хорошие инструменты. Наша библиотека насчитывает две тысячи партитур – таким богатством может похвастать далеко не каждый профессиональный музыкальный коллектив.
А если вернуться к истокам - всю жизнь буду благодарен Юрию Фёдоровичу Бухтиярову, поддержавшему идею создания нашего оркестра.
-  Почти на всем протяжении существования оркестра Вы уделяете большое внимание одаренным детям.
- Очень многое для ребенка зависит от его первых шагов в музыкальном мире. И когда юный талант приходит к нам в качестве солиста, важно, чтобы он почувствовал себя личностью, осознал, что он не просто мальчик или девочка: он играет с профессионалами и сам – уже настоящий музыкант. Нужно общаться с детьми на равных, не сюсюкать. В этом я убеждаюсь каждый раз, а за все время через наш оркестр прошло более 350 детей. И практически все они с успехом выступали на различных конкурсах. Например, Сергей Воробьёв и Татьяна Саратова пришли к нам совсем маленькими. Сейчас они – лауреаты Всероссийских и международных конкурсов, солисты нашего оркестра.
- Кроме музыки, у Вас есть ещё какие-то увлечения в жизни?
- Только музыка. Дома по телевизору смотрю, в основном, два канала – «Культура» и «Меццо», записываю интересующие меня передачи – у меня большая фонотека.
Правда, в последнее время у меня появилось хобби – люблю готовить. Нравится жарить, варить, придумывать какие-то салаты, мясные блюда… А все остальное время по-прежнему занимает музыка.
- Получается, Вы счастливый человек.
- Что касается творчества – ничего бы не хотел изменить в своей жизни. Единственное, о чем сожалею: за 20 лет существования оркестра «Ясная Поляна» у нас так и не появилось достойных конкурентов – ни в  своей, ни в соседних областях. А здоровая конкуренция – движитель мастерства.
Что касается личного… Творческие люди особенно нуждаются во взаимопонимании, в том, чтобы их любили за преданность любимому делу. Увы, на это у моих спутниц любви не хватило…
- Самая главная любовь – к музыке - остается с Вами. Какие у Вас творческие планы на будущее?
- Планы только одни: повышать профессиональный уровень – свой и оркестра. И верить, что наступит момент, когда мы перестанем слушать тот суррогат, который звучит сегодня с экранов телевизоров, и ему на смену придет классическая музыка, русская песня – то, что обогащает человека, помогает раскрыть его душу.
Такая музыка – это искусство от Бога. Как у Пушкина: «Одной любви музЫка уступает, но и она – мелодия»…

Новости партнеров:

Возврат к списку

 

ПОИСК


  

СВЕЖИЙ ВЫПУСК

Архив номеров