Развлечения


банер.gif

Детский телефон доверия

«Поющие мумии» Михаила Рошняка

«Поющие мумии»  Михаила Рошняка 22.09.2011

В муниципальном музее «Тульский некрополь» ­ новая экспозиция: инсталляция «Поющие мумии. Жертвоприношение».

Автор инсталляции Михаил Рошняк родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Московский полиграфический институт, стажировался в Высшей школе графики и книжного искусства в Лейпциге (Германия).

С 1994 года – один из организаторов и кураторов выставок независимого искусства совместно с группой «Танатос» (Танатос – в древнегреческой мифологии бог смерти; в современном психоанализе -  термин, используемый для обозначения влечения к смерти), в 2004 году стал одним из учредителей центра «Открытые проекты».

«Я мыслю творческими проектами, - говорит Михаил Рошняк. – Сейчас они связаны с землей». Представленные в экспозиции абстрактные композиции действительно выполнены путем нанесения на холст земли – «тульской земли», как подчеркивает художник, работавший над этими произведениями в своем доме под Тулой, в деревне Гранки. Кстати, произведения «земляного» цикла Рошняка демонстрируются сейчас в Швейцарии.

Что же касается инсталляции, то в ее основе лежит реальная история. В пустыне Такла-Макан Китайского Туркестана были найдены мумии, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. Эти люди – мужчина, три женщины и младенец - относились не к монголоидной, а европеоидной расе, взрослые были высокого роста, около 180 см, что нетипично для этого района. Челюсть мужчины была аккуратно подвязана, поэтому в его облике нет ничего необычного; подвязки же на головах женщин ослабли, и их лица приобрели вид поющих или кричащих.

Почему Михаил обратился к столь мрачной на первый взгляд теме мумий? «Деятелей искусства всегда привлекают контрастные состояния: белое - черное, жизнь – смерть, - поясняет он. – В данном случае речь идет, скорее, не о жизни и смерти, а о Бытии и Небытии».

В инсталляции Михаила Рошняка нет собственно мумий; в нишах импровизированного коридора (надо полагать, символизирующего путь с «этого света» на «тот») – некие фигуры, запеленутые в черные и белые ткани. Искусствовед Сергей Кусков пишет: «Возникающая, как загробный страж, мумия не столько являет, сколько скрывает собой тайну Танатоса, являясь не самим божеством, но фигурантом в роли «посланца богов». Посланец «запределья» <…> внешне обезличен пеленой-завесой, что наподобие савана облекая-утаивает конкретику бренной плоти, или рисует ее словно свод стылых, угасших небес… Словно замаскированный Дух Cмерти в своем защитном комбине-Зоне, мумия вновь и вновь возникает <…> на границе двух миров. Это <…> «телесно-бестелесное» тело в белом <…> изображаемых, или бессознательно-припоминаемых действ-праобразов, или ритуалов неведомого культа…»

Музыкальное сопровождение инсталляции – спокойная, таинственно-завораживающая тихая мелодия и на ее фоне – голоса птиц. По поверьям многих народов птицы – это души умерших.

Что интересно – экспозиция не производит мрачного впечатления, не вызывает подавленного, пессимистического состояния. Скорее, остается впечатление о некой тайне, которую никому никогда не суждено разгадать…

 Наталия КИРИЛЕНКО.


Новости партнеров:

Возврат к списку

 

ПОИСК


  

СВЕЖИЙ ВЫПУСК

Архив номеров