Наше интервью: где эта улица, где этот дом...
09.11.2015
Управление федеральной миграционной службы для большинства из нас ассоциируется сегодня с получением или заменой паспорта — российского или заграничного. Есть в структуре УФМС и ещё один популярный отдел, к услугам которого прибегают ежегодно свыше десяти тысяч жителей Тульской области — отдел адресно-справочной работы.
Немного истории В 1809 году в Санкт-Петербурге и в Москве согласно Высочайшему Указу в составе городской полиции были созданы Конторы адресов. Люди, желавшие устроиться на службу в одной из столиц, – и соотечественники, и иностранцы – должны были оставлять свои паспорта в этих конторах, а им, после уплаты денежного сбора, выдавался билет на жительство.
В Санкт-Петербурге в год выдавалось до 15 тысяч билетов, в Москве – немногим меньше, и потому эти взносы составляли весомый вклад в городские бюджеты. За приём на службу гражданина, не имевшего билета, с работодателя взимался штраф, а безбилетников полиция без промедления высылала из города.
В 1839 году питерскую Контору адресов преобразовали в Адресную экспедицию, а при ней учредили адресный стол. Позже, в 1861-м, адресный стол появился и в Москве. Адресные конторы в обеих столицах просуществовали до 1888 года.
Второе рождение адресные подразделения получили при советской власти. В 1923 году НКВД РСФСР утвердил положение об адресных бюро и адресных столах, которые учреждались при городских отделениях милиции для ведения точной регистрации и учёта населения и для выдачи адресных справок учреждениям и частным лицам. После введения прописки в 1926 году было утверждено новое положение об адресных бюро и адресных столах.
«Волшебные барабаны» До 2006 года адресные бюро являлись подразделениями органов внутренних дел. При реорганизации федеральной миграционной службы отделы адресно-справочной работы были переведены в состав её территориальных подразделений. Их основная функция – сбор, накопление, хранение и использование адресно-справочной информации.
О деятельности отдела адресно-справочной работы регионального УФМС нам рассказала начальник этого подразделения Ирина СОРОКИНА. - Наш отдел, в котором работают двадцать сотрудниц, обслуживает всю Тульскую область. Люди становятся на регистрационный учёт, снимаются с него, изменяют фамилии, меняют паспорта и при этом всегда заполняют адресные листки. Эти листки поступают к нам, как на бумажных носителях, так и в электронном виде, из них и формируется наша картотека.
– Но это огромный массив документов, где вы его храните? – Для хранения картотеки у нас используются картотечные барабаны - очень старые, деревянные, сделанные по принципу лототрона с восемью гранями. Они вращаются вручную. Я видела такие в каком-то старом, ещё довоенном, фильме. У нас они стоят уже более полувека, и мы их называем волшебными, ведь это раритеты, которые работают до сих пор.
В 1968-м в адресные службы поступили электро-механические металлические барабаны – очень шумные и неудобные в работе; достаточно сказать, что они никогда не останавливались вовремя и нужный ящик «проворачивался».
В 70-е годы руководителем областного адресного бюро была Надежда Андреевна Мусина, которой хватило мудрости отказаться от несовершенной новинки (у нас остался только один такой электромеханический монстр) и отстоять старые удобные барабаны – их у нас в рабочем состоянии 29 штук. Наверное, в России найдётся немного городов, где они ещё сохранились.
– А компьютеры? – Какую фамилию вы ввели в компьютер – такую он вам и найдёт. Или не найдёт, если, например, вместо «Ё» набрали «Е», или «НаталИя», а не «НаталЬя». «Барабанная» бумажная картотека сформирована в алфавитном порядке, но по фонетическому признаку: как слышим, так и раскладываем. То есть листки с фамилиями «Астапов» и «Остапов» находятся в одном ящике. И «Шадский», «Шатский», «Шацкий» тоже стоят рядом.
Дело в том, что в письменных запросах не всегда верно пишут искомую фамилию, и по телефону на слух не всегда определишь её правописание… Электронная база данных, конечно же, имеется и активно используется, но наши сотрудницы зачастую быстрее находят нужную информацию вручную, чем на компьютере, особенно, если данные неточные. А если аварийное отключение электричества на несколько часов? По запросам оперативных служб правоохранительных органов мы обязаны работать без перерывов, круглосуточно.
– И сколько всего адресных листков в вашей базе? – Несмотря на то, что население Тульской области составляет менее полутора миллионов человек, наша картотека содержит порядка трёх миллионов единиц адресно-справочной информации. Дело в том, что мы в течение 10 лет храним листки на умерших граждан и выбывших за пределы региона, и в течение 25 лет – листки убытия при изменении учетных данных гражданина — смене фамилии, имени, отчества. Учитывается также временная регистрация по месту пребывания. К нам поступают анкеты, заполненные в гостиницах, санаториях, домах отдыха, лицами, прибывшими из других регионов.
Для организаций и граждан – Кто обращается к вам за справками? – Прежде всего, сотрудники УМВД, об этом я уже сказала. Много запросов от судов, службы судебных приставов, налоговой инспекции, военкоматов, подразделений миграционной службы со всей страны. Зачастую обращаются люди, которые оформляют получение наследства, за подтверждением последнего места жительства умершего родственника.
– А вот, например, кто-то хочет найти адрес своего одноклассника или дальнего родственника… - Раньше можно было получить такие справки сразу же при обращении, но с 2007 года, после вступления в силу Федерального закона «О персональных данных», мы не имеем права этого делать. Персональные данные гражданина нельзя разглашать без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Сейчас схема примерно такая. Вы обращаетесь к нам, сообщаете данные разыскиваемого человека и свои координаты — адрес, номер телефона, даете согласие на обработку ваших персональных данных. А дальше мы проверяем, зарегистрирован ли на территории области такой человек, и в положительном случае наши сотрудники направляют тому, кого вы ищете, уведомление с вашими координатами. И он решает сам, как быть: либо сам выйдет на связь с вами, либо даст нам своё согласие на предоставление вам его персональных данных. А если просто промолчит — тут уж мы вам помочь ничем не можем.
– За какими ещё справками обращаются люди? – Чаще всего – за справками на себя и своих детей для оформления разных льгот и пособий, для предоставления в Пенсионный фонд и органы соцзащиты населения. При таком обращении обязательно надо предъявить паспорта взрослых и свидетельства о рождении детей.
– Как долго приходится ждать подобных справок? – В соответствии с Административным регламентом срок оформления адресных справок не может превышать 15 дней, если справки берутся на себя, и 30 дней, если на третье лицо. Но мы, как правило, выдаём требуемые справки в день обращения. Наши сотрудники стараются помочь людям как можно быстрее. Необходимая справка может быть готова и через 15 минут. Возможно, придётся подождать подольше, но это в любом случае удобнее, чем потратить ещё один день на повторный визит к нам.
– Граждане должны платить за адресные справки? – Нет. Предоставление адресно-справочной информации – это, наверное, одна из немногих, если не единственная услуга, которая предоставляется бесплатно и без посредников.
– Можно ли обратиться к вам, если туляку нужно найти адрес человека, живущего, скажем, в Новосибирске? – Нет, нужно направлять заявление в отдел адресно-справочной работы УФМС России по Новосибирской области. Новости партнеров: |